Наконец нашлось время обновить блог. В этот раз хотим рассказать о зимнем отдыхе в Словакии, где мы в полном составе (с детьми 6 и 8 лет) провели потрясающе классную неделю в феврале 2017 года.
В прошлом году мы впервые встали на горные лыжи в Закопане (Польша), поэтому этой зимой захотелось покататься на них, а не подъемниках, чем приходиться по большей части заниматься во время обучения.
Так как красные трассы нам еще не по плечу (и вряд ли когда-либо будут), одним из главных параметров при выборе направления — было наличие большого километража синих трасс.
Низкие Татры в этом плане хорошо подходят. Потому что здесь туристов ждёт:
- 19 км — синих маршрутов,
- 18 км — красных,
- 7 км — черных.
Чуть ниже я ещё расскажу о всех синих трассах, на которых можно кататься всей семьей.
Планирование поездки
Зимний транспорт у нас пока один — автомобиль. Потому что для семьи из 4 человек — это всяко экономнее, чем лететь на самолете и арендовать машину на месте. Без колёс на горнолыжных курортах отдыхать, конечно, можно, но делать это тогда нужно прямо на склонах, а проживание там стоит немалых денег. Вдвоем это еще можно себе позволить, но с детьми приходится выкручиваться. Добирались до Словакии 14 часов чистого вождения, с парочкой остановок и обедом приехали в 21:30.
Выбор жилья
Следующий пункт — выбор места для проживания. Мы уже давно не отдыхаем в крутых отелях, так как делать это можно позволить себе только пока детям нет 4 лет и за них не нужно дополнительно платить. Изначально настраивались на аренду апартаментов с отдельной спальней, а оказались в частном доме 🙂 Аренда нашего дома обошлась нам в 530 евро за 8 ночей, но в нем было предусмотрено 8 койко-мест, два туалета и одна душ кабина. Отличный вариант для семейных путешествий!
Что касается выбора жилья, то можно выделить три зоны проживания на курорте Ясна.
Самая дорогая зона — это проживание на склонах. Мы ее даже не рассматривали. Отелей мало, семейных номеров нет, а если есть, то все в одной комнате за космические деньги. Но, если вы без машины и с деньгами, то вполне можно жить прямо рядом с подъемниками. Благо ничего не теряете. В Липтовском Микулаше делать абсолютно нечего, а в аквапарк «Татраландия» можно доехать на автобусе, которые регулярно курсируют в течение дня.
Вторая зона расположена на подъезде к горе в Демьяновской долине (на карте населенный пункт Pavcina Lehota). Вдоль всего подъема (около 10 км) стоят гостиницы, апартаменты и гостевые дома. Выбор очень большой и, судя по всему, гораздо больше, чем предлагает Booking.com. Возможно, имеет смысл искать на Airbnb, так как там крутится больше частников. Главное преимущество — бесплатный скайбас, который подвозит к склонами и привозит обратно. Иметь машину совершенно не обязательно. Кушать можно либо там где живете, либо на склонах. Выбор мест более чем достаточный.
Минусы очевидны:
- недешево,
- сложно найти большие апартаменты по адекватной цене,
- нет больших магазинов, а в частных накрутка туристическая.
И, наконец, третья зона — Липтовский Микулаш. Довольно протяженный город, где есть какая-то своя не туристическая жизнь. Но для туристов интересны по сути только две точки: торговый центр Tesco и аквапарк «Татраландия», где можно вернуть себе утраченные на горных склонах силы 🙂 Цены на жилье в Липтовский Микулаш гораздо ниже, чем рядом со склоном, потому что в большинстве своем это либо частный сектор, либо квартиры. Отелей на территории города замечено не было, но они наверняка есть. Мы выбрали размещение в Иланово, что в 4 минутах езды на машине от центра города. На сэкономленные за приближенность к трассам деньги можно купить скайпасы, арендовать лыжи для всей семьи.
В общем при выборе жилья не стоит пугаться расстояний на карте. Из города тоже ходит шатл на склоны, но без машины будет адски неудобно. В городе я бы рекомендовал бы размещение только со своим транспортом. Без него лучше селиться во второй зоне.
Скайпасы
Начну с того, что я изначально был неприятно удивлен ценами на скайпасы, которые намного-намного дороже, чем в соседней Польше. Но зато дешевле, чем в Австрии или Италии. Так что выбирать особо не приходилось. Не в Болгарию же ехать на машине 🙂
Изучая информацию о курорте, нашел призыв покупать ски-пасс онлайн, мол дешевле получается и очень удобно. Как потом выяснилось, сложность и загвоздка заключалась в том, что в стоимость входит чип-карта, которую вам за две недели должны прислать по почте на домашний адрес. За каждую карточку платите по 2€, которые потом можно вернуть при ее возврате в кассу. Но самое интересное, что эта карточка до сих пор ко мне не пришла (и это спустя 6 недель после заказа) и по всей видимости уже никогда не придет.
В случае недоезда чип-карты вам дается печатный вариант карточки (штрих-код), но вся фишка в том, что 8 евро мне никто не вернул. Сказали, мол, сорри, но нужна карточка. Пишите и звоните в саппорт. Вообщем, решайте сами, стоит ли заморачиваться с этим предложением. Скайпасы правда выдали без вопросов, как и обещали.
Прокат лыж
Здесь ничего необычного. Чем ближе к подъемнику, тем выше цены на аренду лыж. Это я ещё в том году понял в Польше, поэтому здесь сразу погуглил рент сервисы в Липтовском Микулаше. Много результататов поисковый зверь мне не нашел, но один нашелся и мне его вполне хватило.
Лыжи взяли на 6 дней в прокате Ski Ninaj за 7 евро/сутки комплект (брали сразу на неделю, поэтому каждый последющий день аренды стоил немного дешевле). Для сравнения на склоне цены стартуют от 10 евро/сутки.
Дневник поездки
График отдыха с детьми на горнолыжных курортах у всех примерно один:
- подъем,
- крепкий завтрак,
- дорога к склону,
- катание,
- обед,
- добрались до дома,
- отдых,
- сон.
По-другому никак. Потому что горы нереально выматывают свежим воздухом и количеством потерянных калорий. Я с помощью RunKeeper установил, что 3,5 часа катания равняется одной хорошей 7-км пробежке по лесу. Это для взрослого. А теперь представьте, что происходит с детьми, которые преодолевают те же расстояния. Ну, и, конечно, виды просто завораживают. С ними и курортом в целом вы можете ознакомиться, посмотрев наш видеоролик об отдыхе в Ясна.
А теперь обо всём по порядку.
День первый (разведка)
В первый день важно найти лыжи и оказаться на склоне. В этом году с этим проблем не было. К полудню оказались у подъемника и, думая что умеем кататься, поехали на синюю трассу #5.
Оказалось, что кататься ни черта мы не умеем 🙂 Потому что при виде первого же реального спуска на синей трассе — мы труханули 🙂 Со страха все попадали и даже умудрились получить травму колена. Девочки решили пройти все сложные участки с лыжами в руках, а мужская половина с горем пополам спустилась на лыжах. Как оказалось, потом, на пятом маршруте есть несколько участков, которые нельзя называть крутыми. Что-то среднее между красной и синей трассой. Но сложность была скорее в трафике, который царил в воскресенье на склонах.
Короче говоря, с коленом мы решили не шутить и решили, что на первый раз адреналина хватит. Оставили лыжи в машине и съездили на разведку на трассу №10. Увидев, что там много пологих отрезков — обрадовались и решили, что кататься будем только там.
День второй (школа мастерства)
Во второй день пронюхали, что оказывается есть и другие склоны. Так как у Travelin’ы колено было в остром состоянии, решили отправиться на трассу в Zavazna Poruba. Тут мы поняли, что надо было сначала приехать сюда и подтянуть навыки, а потом ломиться в горы.
На самом деле, здесь довольно длинный пологий учебный склон с возможностью усложнения до любого уровня. Самое приятное, что цены на подъемники в два раза ниже, чем в Ясна. Как потом выяснилось — цены в Низких Татрах искусственно завышены, а для местных работают небольшие центры вроде этого.
Дети с удовольствием катались на учебке, а папка пытался научиться поворачивать на более крутом склоне (с разной долей успеха).
Короче говоря, день пролетел незаметно.
День третий (трасса №10)
На эту трассу мы приехали с уверенностью, что мы ее покорим. Так и получилось… но только у детей 🙂 Родители так и не смогли преодолеть трассу без хотя бы одного падения.
Трасса на самом деле очень легкая с двумя сложными (для зеленого новичка) местами. Сначала надо пройти поворот на склоне в 180 градусов, а затем повернуть на 90 градусов на кусочек красной трассы (10A). Сложности добавляет то, что к полудню трасса на сложных участках порядках разбивается и приходиться объезжать или врезаться в кучи снега, которые набиваются при торможении крутых лыжников.
День четвертый (знакомство с трассой №13 и подъем на Хопок)
В четвертый день мы решили проверить трассу «чертовой дюжины», но после двух съездов поняли, что переросли её и нам по прямой кататься уже не интересно. Эта трасса хорошо подойдет для обучения, но она очень популярна и тут всегда долго приходится стоять в очереди у подъемника (10-15 минут). На других подъемниках всё идет гораздо бодрее.
Кстати, синяя трасса №13 — единственная, где в Ясна проходит вечернее катания при искусственном освещении. У нас просто не хватало сил и времени, чтобы испытать что это такое на себе.
После покатушек на учебке было решено перейти в штурм трассы №10, но результат остался тот же. Дети катались без падений и без страха, Травелина преодолевала только один поворот на 180 градусов, а я продолжал падать на месте стыка с красным участком 🙂
Вдоволь нападавшись, решили оставить лыжи в машине и подняться на Хопок, откуда открывается потрясающий вид на Низкие Татры.
День пятый (покорение трассы №5)
Набравшись опыта и с криком «Банзаи», мне всё-таки удалось затащить семейство на «страшную» трассу №5. И, о чудо! С первого же раза все спустились без особых приключений. В этот момент мы все поняли, что всё-таки теперь уже можем назвать себя горнолыжным семейством и можем на них кататься.
После пары тренировочных спусков поднялись на верхний участок этого маршрута, но там снова наступил «переСТРАХовочный» момент, потому что начало проходит по пологой части красного склона. Успокоившись и выдохнув, все таки гуськом спустились и покатили до самого низа, иногда останавливаясь, чтобы подождать друг друга и перевести дух.
Если бы я был один, то безусловно катался бы полную трассу. Но могу понять детей, которым было страшновато в некоторых местах. Поэтому больше полный маршрут мы не катали, ограничиваясь его нижней частью.
День шестой (последний)
Последний день в горах мы решили прокатиться по всем нашим маршрутам, а для меня лично было важно не упасть на «десятке». Все получилось! За весь день на всю семью было зарегистрировано всего 2 падения.
Завершить «семейные покатушки — 2017» хотели спуском с самого начала пятого маршрута, но после 7 спусков просто не осталось сил на еще один подъем. А кататься на фоне усталости и дрожащих ног — не самая хорошая затея.
День седьмой (Деменовская пещера)
В последний день решили посмотреть главную местную достопримечательность — Деменовскую пещеру. Её прохождение в составе группы занимает чуть больше часа. Впечатления весьма интересные, но не сказал бы, что не посетив её вы упустите нечто серьезное в своей жизни (особенно если уже были в таких пещерах). Детям было интересно, но объективно не хватало языкового сопровождения на русском или английском.