Семейный отдых в Ясна

Горнолыжное семейство

Наконец нашлось время обновить блог. В этот раз хотим рассказать о зимнем отдыхе в Словакии, где мы в полном составе (с детьми 6 и 8 лет) провели потрясающе классную неделю в феврале 2017 года. 

В прошлом году мы впервые встали на горные лыжи в Закопане (Польша), поэтому этой зимой захотелось покататься на них, а не подъемниках, чем приходиться по большей части заниматься во время обучения.

Так как красные трассы нам еще не по плечу (и вряд ли когда-либо будут), одним из главных параметров при выборе направления — было наличие большого километража синих трасс.

Низкие Татры в этом плане хорошо подходят. Потому что здесь туристов ждёт:

  • 19 км — синих маршрутов,
  • 18 км — красных,
  • 7 км — черных.

Чуть ниже я ещё расскажу о всех синих трассах, на которых можно кататься всей семьей.

Карта горнолыжных маршрутов в Ясна (Словакия)
Карта трасс в Ясна в 2017 году

Планирование поездки

Зимний транспорт у нас пока один — автомобиль. Потому что для семьи из 4 человек — это всяко экономнее, чем лететь на самолете и арендовать машину на месте. Без колёс на горнолыжных курортах отдыхать, конечно, можно, но делать это тогда нужно прямо на склонах, а проживание там стоит немалых денег. Вдвоем это еще можно себе позволить, но с детьми приходится выкручиваться. Добирались до Словакии 14 часов чистого вождения, с парочкой остановок и обедом приехали в 21:30.

Выбор жилья

Следующий пункт — выбор места для проживания. Мы уже давно не отдыхаем в крутых отелях, так как делать это можно позволить себе только пока детям нет 4 лет и за них не нужно дополнительно платить. Изначально настраивались на аренду апартаментов с отдельной спальней, а оказались в частном доме 🙂 Аренда нашего дома обошлась нам в 530 евро за 8 ночей, но в нем было предусмотрено 8 койко-мест, два туалета и одна душ кабина. Отличный вариант для семейных путешествий!

Что касается выбора жилья, то можно выделить три зоны проживания на курорте Ясна.

Самая дорогая зона — это проживание на склонах. Мы ее даже не рассматривали. Отелей мало, семейных номеров нет, а если есть, то все в одной комнате за космические деньги. Но, если вы без машины и с деньгами, то вполне можно жить прямо рядом с подъемниками. Благо ничего не теряете. В Липтовском Микулаше делать абсолютно нечего, а в аквапарк «Татраландия» можно доехать на автобусе, которые регулярно курсируют в течение дня.

Вторая зона расположена на подъезде к горе в Демьяновской долине (на карте населенный пункт Pavcina Lehota). Вдоль всего подъема (около 10 км) стоят гостиницы, апартаменты и гостевые дома. Выбор очень большой и, судя по всему, гораздо больше, чем предлагает Booking.com. Возможно, имеет смысл искать на Airbnb, так как там крутится больше частников. Главное преимущество — бесплатный скайбас, который подвозит к склонами и привозит обратно. Иметь машину совершенно не обязательно. Кушать можно либо там где живете, либо на склонах. Выбор мест более чем достаточный.

Минусы очевидны:

  • недешево,
  • сложно найти большие апартаменты по адекватной цене,
  • нет больших магазинов, а в частных накрутка туристическая.

И, наконец, третья зона — Липтовский Микулаш. Довольно протяженный город, где есть какая-то своя не туристическая жизнь. Но для туристов интересны по сути только две точки: торговый центр Tesco и аквапарк «Татраландия», где можно вернуть себе утраченные на горных склонах силы 🙂 Цены на жилье в Липтовский Микулаш гораздо ниже, чем рядом со склоном, потому что в большинстве своем это либо частный сектор, либо квартиры. Отелей на территории города замечено не было, но они наверняка есть. Мы выбрали размещение в Иланово, что в 4 минутах езды на машине от центра города. На сэкономленные за приближенность к трассам деньги можно купить скайпасы, арендовать лыжи для всей семьи.

В общем при выборе жилья не стоит пугаться расстояний на карте. Из города тоже ходит шатл на склоны, но без машины будет адски неудобно. В городе я бы рекомендовал бы размещение только со своим транспортом. Без него лучше селиться во второй зоне.

Скайпасы

Начну с того, что я изначально был неприятно удивлен ценами на скайпасы, которые намного-намного дороже, чем в соседней Польше. Но зато дешевле, чем в Австрии или Италии. Так что выбирать особо не приходилось. Не в Болгарию же ехать на машине 🙂

Стоимость скипассов в СловакииИзучая информацию о курорте, нашел призыв покупать ски-пасс онлайн, мол дешевле получается и очень удобно. Как потом выяснилось, сложность и загвоздка заключалась в том, что в стоимость входит чип-карта, которую вам за две недели должны прислать по почте на домашний адрес. За каждую карточку платите по 2€, которые потом можно вернуть при ее возврате в кассу. Но самое интересное, что эта карточка до сих пор ко мне не пришла (и это спустя 6 недель после заказа) и по всей видимости уже никогда не придет.

В случае недоезда чип-карты вам дается печатный вариант карточки (штрих-код), но вся фишка в том, что 8 евро мне никто не вернул. Сказали, мол, сорри, но нужна карточка. Пишите и звоните в саппорт. Вообщем, решайте сами, стоит ли заморачиваться с этим предложением. Скайпасы правда выдали без вопросов, как и обещали.

Прокат лыж

Здесь ничего необычного. Чем ближе к подъемнику, тем выше цены на аренду лыж. Это я ещё в том году понял в Польше, поэтому здесь сразу погуглил рент сервисы в Липтовском Микулаше. Много результататов поисковый зверь мне не нашел, но один нашелся и мне его вполне хватило.

Лыжи взяли на 6 дней в прокате Ski Ninaj за 7 евро/сутки комплект (брали сразу на неделю, поэтому каждый последющий день аренды стоил немного дешевле). Для сравнения на склоне цены стартуют от 10 евро/сутки.

Дневник поездки

График отдыха с детьми на горнолыжных курортах у всех примерно один:

  • подъем,
  • крепкий завтрак,
  • дорога к склону,
  • катание,
  • обед,
  • добрались до дома,
  • отдых,
  • сон.

По-другому никак. Потому что горы нереально выматывают свежим воздухом и количеством потерянных калорий. Я с помощью RunKeeper установил, что 3,5 часа катания равняется одной хорошей 7-км пробежке по лесу. Это для взрослого. А теперь представьте, что происходит с детьми, которые преодолевают те же расстояния. Ну, и, конечно, виды просто завораживают. С ними и курортом в целом вы можете ознакомиться, посмотрев наш видеоролик об отдыхе в Ясна.

А теперь обо всём по порядку.

День первый (разведка)

В первый день важно найти лыжи и оказаться на склоне. В этом году с этим проблем не было. К полудню оказались у подъемника и, думая что умеем кататься, поехали на синюю трассу #5.

5 трасса финиш

Оказалось, что кататься ни черта мы не умеем 🙂 Потому что при виде первого же реального спуска на синей трассе — мы труханули 🙂 Со страха все попадали и даже умудрились получить травму колена. Девочки решили пройти все сложные участки с лыжами в руках, а мужская половина с горем пополам спустилась на лыжах. Как оказалось, потом, на пятом маршруте есть несколько участков, которые нельзя называть крутыми. Что-то среднее между красной и синей трассой. Но сложность была скорее в трафике, который царил в воскресенье на склонах.

Короче говоря, с коленом мы решили не шутить и решили, что на первый раз адреналина хватит. Оставили лыжи в машине и съездили на разведку на трассу №10. Увидев, что там много пологих отрезков — обрадовались и решили, что кататься будем только там.

День второй (школа мастерства)

Во второй день пронюхали, что оказывается есть и другие склоны. Так как у Travelin’ы колено было в остром состоянии, решили отправиться на трассу в Zavazna Poruba. Тут мы поняли, что надо было сначала приехать сюда и подтянуть навыки, а потом ломиться в горы.

Лыжная трасса

На самом деле, здесь довольно длинный пологий учебный склон с возможностью усложнения до любого уровня. Самое приятное, что цены на подъемники в два раза ниже, чем в Ясна. Как потом выяснилось — цены в Низких Татрах искусственно завышены, а для местных работают небольшие центры вроде этого.

Обучение детей

Дети с удовольствием катались на учебке, а папка пытался научиться поворачивать на более крутом склоне (с разной долей успеха).

Короче говоря, день пролетел незаметно.

День третий (трасса №10)

На эту трассу мы приехали с уверенностью, что мы ее покорим. Так и получилось… но только у детей 🙂 Родители так и не смогли преодолеть трассу без хотя бы одного падения.

Начало спуска по 10 трассе

Трасса на самом деле очень легкая с двумя сложными (для зеленого новичка) местами. Сначала надо пройти поворот на склоне в 180 градусов, а затем повернуть на 90 градусов на кусочек красной трассы (10A). Сложности добавляет то, что к полудню трасса на сложных участках порядках разбивается и приходиться объезжать или врезаться в кучи снега, которые набиваются при торможении крутых лыжников.

День четвертый (знакомство с трассой №13 и подъем на Хопок)

В четвертый день мы решили проверить трассу «чертовой дюжины», но после двух съездов поняли, что переросли её и нам по прямой кататься уже не интересно. Эта трасса хорошо подойдет для обучения, но она очень популярна и тут всегда долго приходится стоять в очереди у подъемника (10-15 минут). На других подъемниках всё идет гораздо бодрее.

13 трасса

Кстати, синяя трасса №13 — единственная, где в Ясна проходит вечернее катания при искусственном освещении. У нас просто не хватало сил и времени, чтобы испытать что это такое на себе.

После покатушек на учебке было решено перейти в штурм трассы №10, но результат остался тот же. Дети катались без падений и без страха, Травелина преодолевала только один поворот на 180 градусов, а я продолжал падать на месте стыка с красным участком 🙂

Вдоволь нападавшись, решили оставить лыжи в машине и подняться на Хопок, откуда открывается потрясающий вид на Низкие Татры.

На вершине горы

День пятый (покорение трассы №5)

Набравшись опыта и с криком «Банзаи», мне всё-таки удалось затащить семейство на «страшную» трассу №5. И, о чудо! С первого же раза все спустились без особых приключений. В этот момент мы все поняли, что всё-таки теперь уже можем назвать себя горнолыжным семейством и можем на них кататься.

Горнолыжное семейство

После пары тренировочных спусков поднялись на верхний участок этого маршрута, но там снова наступил «переСТРАХовочный» момент, потому что начало проходит по пологой части красного склона. Успокоившись и выдохнув, все таки гуськом спустились и покатили до самого низа, иногда останавливаясь, чтобы подождать друг друга и перевести дух.

Если бы я был один, то безусловно катался бы полную трассу. Но могу понять детей, которым было страшновато в некоторых местах. Поэтому больше полный маршрут мы не катали, ограничиваясь его нижней частью.

5 трасса
Верхняя точка 5 трассы

День шестой (последний)

Последний день в горах мы решили прокатиться по всем нашим маршрутам, а для меня лично было важно не упасть на «десятке». Все получилось! За весь день на всю семью было зарегистрировано всего 2 падения.

Завершить «семейные покатушки — 2017» хотели спуском с самого начала пятого маршрута, но после 7 спусков просто не осталось сил на еще один подъем. А кататься на фоне усталости и дрожащих ног  — не самая хорошая затея.

Усталость ног - это мягко сказано

День седьмой (Деменовская пещера)

В последний день решили посмотреть главную местную достопримечательность — Деменовскую пещеру. Её прохождение в составе группы занимает чуть больше часа. Впечатления весьма интересные, но не сказал бы, что не посетив её вы упустите нечто серьезное в своей жизни (особенно если уже были в таких пещерах). Детям было интересно, но объективно не хватало языкового сопровождения на русском или английском.

Пещера Свободы