Что делать, если тур уже куплен и туроператор предлагает перенести поездку на другие даты или вернуть деньги на депозит.
Те, кто забронировал туры до 12 марта находятся в менее выгодной ситуации. На тех, кто сделал покупку после объявления пандемии коронавируса работают немного другие правила. Но суть проблемы остается той же — переносить тур или возвращать деньги?
Все туроператоры предлагают следующие решение проблемы:
- бесплатный перенос даты тура на 2020 или 2021 год
- возврат всей суммы на персональный депозит
- возвращение денежных средств на банковский счет (реально только части)
Оптимальное решение в сегодняшних обстоятельствах — перенести тур на начало осени 2020 года, когда на средиземноморских курортах будут подходящие условия для пляжного отдыха. Все туроператоры предлагают такую услугу без удорожания, поэтому никаких доплат делать не нужно, даже при смене направления.
Пока общая тенденция такова, что первыми откроются границы Турции, Черногории, Болгарии и может быть Кипра. Случится это не раньше второй половине июля. Рассчитывать на стабильность в авиаперевозках можно только с 1 сентября.
Затягивать с поездкой не стоит. Сейчас невозможно предсказать, кто из туроператоров доживёт до следующего сезона отпусков.
В чём риски возврата средств на депозит
Тут можно провести аналогию с банковской системой. Государство страхует вклады, чтобы в случае банкротства банка вернуть клиентам их сбережения.
В туристическом бизнесе страховые компании гарантируют возврат средств за приобретённый тур, который организатор поездки не смог организовать в указанные даты в связи с банкротством или по другим причинам. Вся пикантность положения состоит в том, что неизвестно будет ли выплачена компенсация за депозит на счету. Ведь вы сами отказались от тура и решили держать деньги на своём депозите, не приобретая саму услугу.
Так что держать сумму на своем лицевом счету выглядит самым опасным из всех возможных вариантов решения проблемы.
Как заставить туроператора вернуть средства за тур
Огорчим. Тем, кто приобрёл путевки зимой или в начале марта, вернуть все деньги не получится. Лучше не трепать себе нервы и согласиться поехать в запланированный отпуск позже.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует договориться с туроператором полюбовно и вернуть 20-30% от стоимости тура. На большее рассчитывать не приходится. У туроператоров просто не хватит стабилизационного фонда, чтобы покрыть 100% потерь. Кстати, посмотреть на сколько застрахован ваш туроператор можете в федеральном реестре.
Вы вправе попробовать вернуть всю стоимость тура через иск или чарджбек в банке. Судебные разбирательства займут 8-10 месяцев и всё равно нет никакой ясности на чьей стороне будет закон в форс-мажорных условиях. Вполне вероятно, что взыскивать сумму придётся с банкрота и вы не дождётесь денег.
Чуть проще ситуация у тех, кто рискнул довериться и купил тур с осознанием всех рисков уже после объявления о закрытии границ. Сервис Онлайнтурс просит внести 15% депозит и компенсировать 100% расходов, если вы откажетесь от поездки больше, чем за 31 день до вылета. Похожие акции проводят Travelata и Level.travel.
Резюме
Всем участники цепочки продаж максимально заинтересованы в том, что все запланированные путешествия состоялись. Какие то гарантии клиенту сейчас могут предоставить только на организацию тура, поэтому мы настоятельно рекомендуем поехать в отпуск чуть позже, чем планировалось.